В этом году фармацевтический факультет
Воронежского государственного университета отмечает своё десятилетие.
Это один из немногих современных классических университетов, имеющих в
своем составе факультет, готовящий провизоров. О том, как шло
становление факультета, какие победы и трудности сопровождали его эти
десять лет, наш корреспондент беседует с заведующим кафедрой
фармацевтической химии и фармацевтической технологии, доктором
фармацевтических наук Алексеем Ивановичем СЛИВКИНЫМ.
— Алексей Иванович, как все
начиналось?
— В начале 1990-х гг., после распада
СССР, заказы на научные исследования резко сократились, многие
творческие коллективы остались без средств к существованию, в том числе
и коллектив НИИ химии ВГУ, в котором я работал. От 250 сотрудников
этого НИИ осталось 25-30 штатных работников, оборонная тематика также
перестала финансироваться. Корпус ВГУ опустел. Финансирование моей
тематики, связанной с поиском новых лекарственных веществ, также
сократилось. Я перешёл на преподавательскую работу на химический
факультет ВГУ, не прекращая со своим небольшим коллективом заниматься
наукой. Фармацевтические предприятия, в том числе и те, с которыми мы
сотрудничали, в силу экономических трудностей или закрывались, или
перестраивались под новые экономические условия. В это время
фармацевтический рынок в стране развивался быстрыми темпами. Появились
новые формы собственности, громадное количество лекарств из-за рубежа
заполнило российский рынок. Появилось множество частных аптек и оптовых
предприятий. Тогда рухнула система распределения молодых специалистов и
госзаказа. В Воронежской и Липецкой областях стала ощущаться нехватка
фармацевтических кадров. На аптечных предприятиях работали люди,
зачастую не имеющие фармацевтического и даже медицинского образования.
Цены на лекарства стали расти. Фармацевтический рынок стал очень
прибыльным, криминализировался, стал быстро насыщаться
фальсифицированными лексредствами. Тогда, в 1993 г., проанализировав
сложившуюся ситуацию, я чётко понял, что недостаток фармацевтических
кадров плачевно отражается на лекарственном снабжении населения нашего
региона.
— И как долго вы шли к воплощению
своей идеи?
— Уже в 1993 г. мою идею поддержал
ректорат университета, и ВГУ осуществил первый набор на договорной
основе на специальность 040500 «Фармация». Экономические трудности,
криминогенная обстановка в городах стали причиной резкого снижения
миграции специалистов и особенно абитуриентов на учёбу в другие города.
Поэтому наш факультет сразу стал популярен. Но это была не дань моде, а
необходимость. Это было начало строительства заслона надвигающемуся
дикому фармацевтическому рынку.
— Создание фармацевтического
факультета для вуза, даже такого крупного и лидирующего в регионе, дело
непростое. Как Вы справились с тем ворохом проблем, который обрушился
на Вас с момента образования факультета?
— Руководство ВГУ вышло на переговоры с
Воронежской государственной медицинской академией (ВГМА) с предложением
о совместном обеспечении учебного процесса на фармацевтическом
факультете. Так был составлен учредительный договор о создании
межвузовского фармацевтического факультета; медицинские дисциплины
учебного плана обеспечивала ВГМА, а остальные предметы — ВГУ.
Постепенно стали формироваться фармацевтические кадры. В 1994 г. свой
первый коммерческий набор иностранных граждан сделала медицинская
академия. Подходило время преподавания профильных дисциплин. Пригласили
специалистов-провизоров с учёной степенью из других городов. Сами стали
учиться и получать второе образование. Я переориентировал полностью на
фармацию научное направление своего коллектива, постоянно учился у
А.Л.Арзамасцева, тогда декана фармацевтического факультета ММА им.
И.М.Сеченова.
— Каковы особенности развития
факультета в последующие годы?
— До 1998 г. наборы, в соответствии с
Учредительным договором, осуществлялись ВУЗами самостоятельно. В 1998
г. было принято решение о наборе студентов ситами ВГУ (Дополнение к
Учредительному договору). В 1998 г. в ВГУ была создана кафедра
фармацевтической химии и технологии ГЛС; в ВГМА создана кафедра
фармацевтического дела — две выпускающие кафедры. После получения
лицензии на совместную образовательную деятельность ВГУ и ВГМА по
специальности 040500 «Фармация» по очной форме обучения (Приказ
Министерства образования РФ №1272 от 21.05.98) с 1998 г. на факультет
осуществляется набор как иностранных, так и российских граждан на
договорной основе.
На момент плановой аттестации
Воронежского госуниверситета в декабре 2000 г. контингент студентов
составлял 177 человек, из них 125 являлись гражданами Марокко, Сирии,
Ливана, Иордании. С 2000 г. проводится набор на бюджетной основе за
счёт контингента Министерства образования по 12 человек ежегодно, в
2002 г. — 15 человек. При плановой аттестации университета в конце 2000
г. была проведена лицензионная экспертиза на право ведения
образовательной деятельности по специальности 040500 «Фармация» в
Воронежском госуниверситете. Комиссия признала межвузовский
фармацевтический факультет в ВГУ прошедшим лицензионную экспертизу,
аттестационную экспертизу (это отражено в соответствующих документах).
Вместе с тем комиссия признала нецелесообразным, не соответствующим
Закону об образовании функционирование факультета на базе двух вузов.
Сложившиеся к этому времени сложности в организации учебного процесса,
связанные с проблемами составления и контроля исполнения расписания
занятий, различными методическими подходами в преподавании дисциплин и
рядом других организационных условий, по мнению комиссии, требовали
серьезных изменений. Проблемы были обусловлены различиями в нормативной
базе учебных заведений, отсутствием чёткого механизма согласования и
принятия оперативных решений, которые привели к значительным трудностям
для студентов. На основании проведённого анализа комиссия рекомендовала
передать профильные дисциплины в ведение Воронежского госуниверситета,
учитывая наличие в ВГУ отдельного корпуса для факультета, хорошей
материальной базы, полного комплекта учебного и научного оборудования,
значительных вложений средств в развитие учебного процесса, а после
открытия клинической кафедры — определить юридическим лицом
фармацевтического факультета ВГУ.
С 2001 г. в связи с окончанием срока
Учредительного договора и рекомендациями аттестационной комиссии,
фармацевтический факультет функционирует при Воронежском
госуниверситете. ВГУ имеет лицензию Минобразования РФ от 15.01.2001 г.
№24 Г-1325 учетная серия А №1325, государственную аккредитацию
(свидетельство от 02.04.2001 г., регистрационный №0257, серия А
№000267). На факультете сформированы и укомплектованы штатами три
кафедры: кафедра фармацевтической химии и фармацевтической технологии,
кафедра управления и экономики фармации, клиническая кафедра
«Экспериментальной и клинической фармакологии». Учебно-методическая и
научная деятельность факультета проводится в специально
реконструированном в 2002 г. отдельном корпусе, в котором размещены
хорошо оборудованные учебные аудитории и лаборатории. В значительной
степени студентами и сотрудниками используется современная
учебно-научная база и потенциал профессорско-преподавательского состава
химического и биолого-почвенного факультетов ВГУ, ботанического сада
ВГУ, заповедника ВГУ «Галичья гора», научно-учебного методического
центра ВГУ «Веневитиново», зоологического музея, музея флоры, НИИ химии
и фармации ВГУ, областного наркологического диспансера, городской
санэпидстанции.
У нас учится на данный момент 300
студентов. Работают 87 преподавателей (73 штатных — 84,8%). Численность
сотрудников кафедр с 1998 г. выросла в 4,9 раза,
профессорско-преподавательского состава — в 3,7 раза. За 2002 г.
сотрудниками факультета опубликовано 28 научных работ, полнено 5
патентов на изобретения, 4 удостоверения на рациональные предложения.
Преподаватели ежегодно принимают участие в научных конференциях
международного, всероссийского и регионального уровней. Студенты
участвуют в научной работе кафедр и являются авторами публикаций в
центральных журналах.
— Сколько уже состоялось выпусков
провизоров?
— Уже пять. Причем председатели и члены
государственных аттестационных комиссий — не только наши преподаватели,
но и ученые фармацевтических факультетов Курского госмедуниверситета,
ММА им. И.М.Сеченова. Наши студенты показывают хорошие результаты: в
2001-2002 гг. аттестованы на «отлично» — 37,5%. «хорошо» — 50%,
«удовлетворительно» — 12,5% студентов. Профессора и доценты
фармацевтических факультетов Москвы, Пятигорска, Курска периодически
читают лекции нашим студентам. Со многими вузами ведётся совместная
научно-методическая работа.
— А где проходят практику ваши
студенты?
— Учебную и производственную практику
студенты проходят в аптеках ГОП «Воронежфармация», муниципальных
аптеках Воронежа, на фармацевтическом предприятии «Верофарм»,
контрольных лабораториях областного предприятия «Воронежфармация», на
фармацевтическом производстве ГОП «Воронежфармация», в городской
больнице №11, ботаническом саду ВГУ, заповеднике ВГУ «Галичья гора»,
учебно-научном биологическом центре ВГУ «Веневитиново».
— Где работают ваши выпускники?
— Отрадно, что ребята не изменяют
выбранной специальности. Наши выпускники работают в аптеках различных
форм собственности, открывают свой фармацевтический бизнес.
— Каковы же планы развития факультета?
— В перспективе развития факультета
запланировано строительство нового учебного корпуса площадью 4000 м2
с учебно-производственной аптекой площадью 500 м2. Планируем
стажировки студентов и преподавателей на фармацевтических факультетах
университетов Германии (г. Галле), США (г. Толедо), использование базы
данных Европейской ассоциации университетов.
В будущем хотим создать для населения
информационно-консультационный центр при факультете. Он будет
предоставлять различную информацию, освещать вопросы безопасности
использования лекарственных средств. Меняются со временем и требования
к подготовке современных специалистов-провизоров. Главная задача и
мечта — подготовка провизоров с фундаментальным профессиональным
образованием, обеспечивающим глубокое понимание фармации,
профессиональную компетентность, мобильность будущих специалистов. С
такой задачей, на мой взгляд, могут успешно справиться классические
университеты, способные дать глубинную фундаментальную подготовку по
химическим, физико-химическим, биологическим дисциплинам и
профессионально связать профессиональные компоненты фундаментальных и
профильных учебных курсов для целостного решения реальных
профессиональных задач. Самое главное — привить выпускнику умение
востребовать и использовать творчески полученные знания в своей
профессии.
— Существует мнение, что медицинские
вузы ближе к фармации, и традиционно есть фармацевтические факультеты
при медицинских институтах, академиях. На Ваш взгляд, это не так, Вы
ратуете за фармацевтические факультеты при классических университетах…
— Лучших провизоров всё-таки готовят
именно фармацевтические ВУЗы, а не медицинские, исключая ММА им.
И.М.Сеченова, которая по своему потенциалу давно является классическим
медицинским университетом. Но в новых условиях целесообразнее открывать
фармацевтические факультеты в классических университетах. Полезно
развивать фармацевтическое образование по разным направлениям; у науки
образования не должно быть ведомственных границ. В соответствии со
стандартом, основу специальности составляют химические и биологические
дисциплины, в университетах имеются ботанические сады, заповедники,
экономические факультеты, бизнес-школы, которые помогут поднять на
современный уровень фармакоэкономику — одну из главных составляющих в
подготовке современного провизора. Профильные дисциплины в этом случае
— фармакогнозия, фармацевтическая химия (а их невозможно освоить без
фундаментальных знаний ботаники, неорганической, аналитической,
физической, коллоидной, органической химии), фармацевтическая
технология (для её освоения необходимы знания о свойствах веществ,
законах физики, химии, термодинамики, учения о растворах, коллоидах,
знания о химической технологии, проблемах совместимости компонентов),
управление и экономика фармации — дисциплина, в задачу которой входит
формирование у студентов организационно-экономического мышления,
основных навыков использования методов организации, управления и
экономики в практической фармацевтической деятельности. Большой вклад в
развитие кафедры такого профиля вносят экономические факультеты,
бизнес-школы классических университетов. Не секрет, что
фармацевтические факультеты и специалисты в области фармации в
медицинских ВУЗах как-то ущемлены, больше даже морально, они как бы в
«подмастерьях» у медицины. А ведь фармация — самостоятельная
интереснейшая наука, развивающаяся на стыке нескольких фундаментальных
классических наук, это могучая самостоятельная отрасль. Эта отрасль не
только предназначена выпускать лекарства для медицины, она включена в
макроэкономические процессы государств, и влияние на общество оказывает
более широко. Почему она должна быть на вторых ролях? Я считаю, что это
неверно. Я верю, что скоро в классических университетах
фармацевтические факультеты займут достойное место и станут
катализатором развития новых научных направлений на почве
сотрудничества с другими науками. Интересно, что классические
университеты в развитых странах имеют и медицинские, и фармацевтические
факультеты, у них медицина и фармация ушли далеко вперед.
— В этом году — юбилей вашего
факультета. Какими достижениями ознаменовался нынешний год?
— Да, нам исполнилось 10 лет. Мы молоды,
полны сил, энергии, новых идей. Только что по нашей инициативе и на
нашей базе впервые прошла межрегиональная научно-методическая
конференция по фармацевтическому образованию: «Пути и формы
совершенствования фармацевтического образования». На ней продуктивно
поработали представители фармацевтических факультетов восьми городов
России. Было решено проводить такие конференции каждые два года.
Конференция показала, что у фармацевтического образования в России есть
хорошие перспективы.
Беседовала Марина ЛУКЬЯНОВА
|