Российские аптеки.- 2003.- №12.- С.6-8.

У фармобразования в России хорошие перспективы

В этом году фармацевтический факультет Воронежского государственного университета отмечает своё десятилетие. Это один из немногих современных классических университетов, имеющих в своем составе факультет, готовящий провизоров. О том, как шло становление факультета, какие победы и трудности сопровождали его эти десять лет, наш корреспондент беседует с заведующим кафедрой фармацевтической химии и фармацевтической технологии, доктором фармацевтических наук Алексеем Ивановичем СЛИВКИНЫМ.

— Алексей Иванович, как все начиналось?

— В начале 1990-х гг., после распада СССР, заказы на научные исследования резко сократились, многие творческие коллективы остались без средств к существованию, в том числе и коллектив НИИ химии ВГУ, в котором я работал. От 250 сотрудников этого НИИ осталось 25-30 штатных работников, оборонная тематика также перестала финансироваться. Корпус ВГУ опустел. Финансирование моей тематики, связанной с поиском новых лекарственных веществ, также сократилось. Я перешёл на преподавательскую работу на химический факультет ВГУ, не прекращая со своим небольшим коллективом заниматься наукой. Фармацевтические предприятия, в том числе и те, с которыми мы сотрудничали, в силу экономических трудностей или закрывались, или перестраивались под новые экономические условия. В это время фармацевтический рынок в стране развивался быстрыми темпами. Появились новые формы собственности, громадное количество лекарств из-за рубежа заполнило российский рынок. Появилось множество частных аптек и оптовых предприятий. Тогда рухнула система распределения молодых специалистов и госзаказа. В Воронежской и Липецкой областях стала ощущаться нехватка фармацевтических кадров. На аптечных предприятиях работали люди, зачастую не имеющие фармацевтического и даже медицинского образования. Цены на лекарства стали расти. Фармацевтический рынок стал очень прибыльным, криминализировался, стал быстро насыщаться фальсифицированными лексредствами. Тогда, в 1993 г., проанализировав сложившуюся ситуацию, я чётко понял, что недостаток фармацевтических кадров плачевно отражается на лекарственном снабжении населения нашего региона.

— И как долго вы шли к воплощению своей идеи?

— Уже в 1993 г. мою идею поддержал ректорат университета, и ВГУ осуществил первый набор на договорной основе на специальность 040500 «Фармация». Экономические трудности, криминогенная обстановка в городах стали причиной резкого снижения миграции специалистов и особенно абитуриентов на учёбу в другие города. Поэтому наш факультет сразу стал популярен. Но это была не дань моде, а необходимость. Это было начало строительства заслона надвигающемуся дикому фармацевтическому рынку.

— Создание фармацевтического факультета для вуза, даже такого крупного и лидирующего в регионе, дело непростое. Как Вы справились с тем ворохом проблем, который обрушился на Вас с момента образования факультета?

— Руководство ВГУ вышло на переговоры с Воронежской государственной медицинской академией (ВГМА) с предложением о совместном обеспечении учебного процесса на фармацевтическом факультете. Так был составлен учредительный договор о создании межвузовского фармацевтического факультета; медицинские дисциплины учебного плана обеспечивала ВГМА, а остальные предметы — ВГУ. Постепенно стали формироваться фармацевтические кадры. В 1994 г. свой первый коммерческий набор иностранных граждан сделала медицинская академия. Подходило время преподавания профильных дисциплин. Пригласили специалистов-провизоров с учёной степенью из других городов. Сами стали учиться и получать второе образование. Я переориентировал полностью на фармацию научное направление своего коллектива, постоянно учился у А.Л.Арзамасцева, тогда декана фармацевтического факультета ММА им. И.М.Сеченова.

— Каковы особенности развития факультета в последующие годы?

— До 1998 г. наборы, в соответствии с Учредительным договором, осуществлялись ВУЗами самостоятельно. В 1998 г. было принято решение о наборе студентов ситами ВГУ (Дополнение к Учредительному договору). В 1998 г. в ВГУ была создана кафедра фармацевтической химии и технологии ГЛС; в ВГМА создана кафедра фармацевтического дела — две выпускающие кафедры. После получения лицензии на совместную образовательную деятельность ВГУ и ВГМА по специальности 040500 «Фармация» по очной форме обучения (Приказ Министерства образования РФ №1272 от 21.05.98) с 1998 г. на факультет осуществляется набор как иностранных, так и российских граждан на договорной основе.

На момент плановой аттестации Воронежского госуниверситета в декабре 2000 г. контингент студентов составлял 177 человек, из них 125 являлись гражданами Марокко, Сирии, Ливана, Иордании. С 2000 г. проводится набор на бюджетной основе за счёт контингента Министерства образования по 12 человек ежегодно, в 2002 г. — 15 человек. При плановой аттестации университета в конце 2000 г. была проведена лицензионная экспертиза на право ведения образовательной деятельности по специальности 040500 «Фармация» в Воронежском госуниверситете. Комиссия признала межвузовский фармацевтический факультет в ВГУ прошедшим лицензионную экспертизу, аттестационную экспертизу (это отражено в соответствующих документах). Вместе с тем комиссия признала нецелесообразным, не соответствующим Закону об образовании функционирование факультета на базе двух вузов. Сложившиеся к этому времени сложности в организации учебного процесса, связанные с проблемами составления и контроля исполнения расписания занятий, различными методическими подходами в преподавании дисциплин и рядом других организационных условий, по мнению комиссии, требовали серьезных изменений. Проблемы были обусловлены различиями в нормативной базе учебных заведений, отсутствием чёткого механизма согласования и принятия оперативных решений, которые привели к значительным трудностям для студентов. На основании проведённого анализа комиссия рекомендовала передать профильные дисциплины в ведение Воронежского госуниверситета, учитывая наличие в ВГУ отдельного корпуса для факультета, хорошей материальной базы, полного комплекта учебного и научного оборудования, значительных вложений средств в развитие учебного процесса, а после открытия клинической кафедры — определить юридическим лицом фармацевтического факультета ВГУ.

С 2001 г. в связи с окончанием срока Учредительного договора и рекомендациями аттестационной комиссии, фармацевтический факультет функционирует при Воронежском госуниверситете. ВГУ имеет лицензию Минобразования РФ от 15.01.2001 г. №24 Г-1325 учетная серия А №1325, государственную аккредитацию (свидетельство от 02.04.2001 г., регистрационный №0257, серия А №000267). На факультете сформированы и укомплектованы штатами три кафедры: кафедра фармацевтической химии и фармацевтической технологии, кафедра управления и экономики фармации, клиническая кафедра «Экспериментальной и клинической фармакологии». Учебно-методическая и научная деятельность факультета проводится в специально реконструированном в 2002 г. отдельном корпусе, в котором размещены хорошо оборудованные учебные аудитории и лаборатории. В значительной степени студентами и сотрудниками используется современная учебно-научная база и потенциал профессорско-преподавательского состава химического и биолого-почвенного факультетов ВГУ, ботанического сада ВГУ, заповедника ВГУ «Галичья гора», научно-учебного методического центра ВГУ «Веневитиново», зоологического музея, музея флоры, НИИ химии и фармации ВГУ, областного наркологического диспансера, городской санэпидстанции.

У нас учится на данный момент 300 студентов. Работают 87 преподавателей (73 штатных — 84,8%). Численность сотрудников кафедр с 1998 г. выросла в 4,9 раза, профессорско-преподавательского состава — в 3,7 раза. За 2002 г. сотрудниками факультета опубликовано 28 научных работ, полнено 5 патентов на изобретения, 4 удостоверения на рациональные предложения. Преподаватели ежегодно принимают участие в научных конференциях международного, всероссийского и регионального уровней. Студенты участвуют в научной работе кафедр и являются авторами публикаций в центральных журналах.

— Сколько уже состоялось выпусков провизоров?

— Уже пять. Причем председатели и члены государственных аттестационных комиссий — не только наши преподаватели, но и ученые фармацевтических факультетов Курского госмедуниверситета, ММА им. И.М.Сеченова. Наши студенты показывают хорошие результаты: в 2001-2002 гг. аттестованы на «отлично» — 37,5%. «хорошо» — 50%, «удовлетворительно» — 12,5% студентов. Профессора и доценты фармацевтических факультетов Москвы, Пятигорска, Курска периодически читают лекции нашим студентам. Со многими вузами ведётся совместная научно-методическая работа.

— А где проходят практику ваши студенты?

— Учебную и производственную практику студенты проходят в аптеках ГОП «Воронежфармация», муниципальных аптеках Воронежа, на фармацевтическом предприятии «Верофарм», контрольных лабораториях областного предприятия «Воронежфармация», на фармацевтическом производстве ГОП «Воронежфармация», в городской больнице №11, ботаническом саду ВГУ, заповеднике ВГУ «Галичья гора», учебно-научном биологическом центре ВГУ «Веневитиново».

— Где работают ваши выпускники?

— Отрадно, что ребята не изменяют выбранной специальности. Наши выпускники работают в аптеках различных форм собственности, открывают свой фармацевтический бизнес.

— Каковы же планы развития факультета?

— В перспективе развития факультета запланировано строительство нового учебного корпуса площадью 4000 м2 с учебно-производственной аптекой площадью 500 м2. Планируем стажировки студентов и преподавателей на фармацевтических факультетах университетов Германии (г. Галле), США (г. Толедо), использование базы данных Европейской ассоциации университетов.

В будущем хотим создать для населения информационно-консультационный центр при факультете. Он будет предоставлять различную информацию, освещать вопросы безопасности использования лекарственных средств. Меняются со временем и требования к подготовке современных специалистов-провизоров. Главная задача и мечта — подготовка провизоров с фундаментальным профессиональным образованием, обеспечивающим глубокое понимание фармации, профессиональную компетентность, мобильность будущих специалистов. С такой задачей, на мой взгляд, могут успешно справиться классические университеты, способные дать глубинную фундаментальную подготовку по химическим, физико-химическим, биологическим дисциплинам и профессионально связать профессиональные компоненты фундаментальных и профильных учебных курсов для целостного решения реальных профессиональных задач. Самое главное — привить выпускнику умение востребовать и использовать творчески полученные знания в своей профессии.

— Существует мнение, что медицинские вузы ближе к фармации, и традиционно есть фармацевтические факультеты при медицинских институтах, академиях. На Ваш взгляд, это не так, Вы ратуете за фармацевтические факультеты при классических университетах…

— Лучших провизоров всё-таки готовят именно фармацевтические ВУЗы, а не медицинские, исключая ММА им. И.М.Сеченова, которая по своему потенциалу давно является классическим медицинским университетом. Но в новых условиях целесообразнее открывать фармацевтические факультеты в классических университетах. Полезно развивать фармацевтическое образование по разным направлениям; у науки образования не должно быть ведомственных границ. В соответствии со стандартом, основу специальности составляют химические и биологические дисциплины, в университетах имеются ботанические сады, заповедники, экономические факультеты, бизнес-школы, которые помогут поднять на современный уровень фармакоэкономику — одну из главных составляющих в подготовке современного провизора. Профильные дисциплины в этом случае — фармакогнозия, фармацевтическая химия (а их невозможно освоить без фундаментальных знаний ботаники, неорганической, аналитической, физической, коллоидной, органической химии), фармацевтическая технология (для её освоения необходимы знания о свойствах веществ, законах физики, химии, термодинамики, учения о растворах, коллоидах, знания о химической технологии, проблемах совместимости компонентов), управление и экономика фармации — дисциплина, в задачу которой входит формирование у студентов организационно-экономического мышления, основных навыков использования методов организации, управления и экономики в практической фармацевтической деятельности. Большой вклад в развитие кафедры такого профиля вносят экономические факультеты, бизнес-школы классических университетов. Не секрет, что фармацевтические факультеты и специалисты в области фармации в медицинских ВУЗах как-то ущемлены, больше даже морально, они как бы в «подмастерьях» у медицины. А ведь фармация — самостоятельная интереснейшая наука, развивающаяся на стыке нескольких фундаментальных классических наук, это могучая самостоятельная отрасль. Эта отрасль не только предназначена выпускать лекарства для медицины, она включена в макроэкономические процессы государств, и влияние на общество оказывает более широко. Почему она должна быть на вторых ролях? Я считаю, что это неверно. Я верю, что скоро в классических университетах фармацевтические факультеты займут достойное место и станут катализатором развития новых научных направлений на почве сотрудничества с другими науками. Интересно, что классические университеты в развитых странах имеют и медицинские, и фармацевтические факультеты, у них медицина и фармация ушли далеко вперед.

— В этом году — юбилей вашего факультета. Какими достижениями ознаменовался нынешний год?

— Да, нам исполнилось 10 лет. Мы молоды, полны сил, энергии, новых идей. Только что по нашей инициативе и на нашей базе впервые прошла межрегиональная научно-методическая конференция по фармацевтическому образованию: «Пути и формы совершенствования фармацевтического образования». На ней продуктивно поработали представители фармацевтических факультетов восьми городов России. Было решено проводить такие конференции каждые два года. Конференция показала, что у фармацевтического образования в России есть хорошие перспективы.

Беседовала Марина ЛУКЬЯНОВА

Печать